Клещевникова Ирина Юрьевна, учитель - логопед
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Х], [Х’] в слогах и словах «В поисках сокровищ»Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Х], [Х’] в слогах и словах «В поисках сокровищ»
Цель: дифференциации звуков [Х], [Х’] в слогах и словах Образовательные задачи: - учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении. - закрепление умения определять наличие или отсутствие звуков [Х], [Х’] в слове, его позицию (начало, середина, конец). Развивающие задачи: - развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, расширение словарного запаса (знакомство со словами «ходики», «тахта»); - развитие плавного, длительного ротового выдоха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, - формирование навыков контроля за собственным звукопроизношением. Воспитательные задачи: - формирование самостоятельности, усидчивости, умения сотрудничать. Оборудование: игрушка обезьянка, сундук, зеркало, предметные картинки со звуком [Х], [Х’]: кошка, подушка, петух, коньки, лапша, кактус, хомяк, машина, муха, хор, орехи, мох, ухо, петухи, духи. Перфокарта «Позиция звука в слове», синие и зеленые карточки. Картинки для маршрута: карта сокровищ, великан, гном, пират, лев. Предварительная работа: разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Х], постановка звука [Х]. Ход занятия 1. Организационный момент. Миша, сегодня мы будем путешествовать по необычному острову, по острову сокровищ. Нам надо пройти очень сложный маршрут и в конце пути найти клад. А помогать нам будет веселушка – хохотушка обезьянка Хильда И чтобы правильно выполнить все задания, давай сначала потренируемся и сделаем артикуляционную гимнастику. 2. Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики.) Артикуляционная гимнастика у зеркала Упражнение «Улыбочка» Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем. Упражнение «Трубочка». Буду подражать слону! Губы трубочкой тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю Упражнение «Чередование улыбочка – трубочка» Если наши губы улыбаются, Посмотри – заборчик появляется.
Упражнение «Лопаточка». Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Упражнение «Иголочка» Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать. Упражнение «Чередование лопаточка – иголочка» Язык лопаточкой лежит И нисколько не дрожит. Мы иголочкой потом Язык потянем остриём. Упражнение «Качели» за зубами На качелях я катался:
Упражнение «Горка» Сделаю я горочку, Горочку круту. Будет эта горочка У меня во рту! Упражнение «Чистим зубы» Чищу зубы, чищу зубы, И снаружи, и внутри… Не болели, не желтели, Не темнели чтоб они. Молодец, Миша! 3. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Погреем ладошки» (Развитие плавного, длительного выдоха.) Подул сильный ветер и на острове стало прохладно, посмотри, у нашей помощницы Обезьянки замерзли лапки. Давай научим ее, как их можно согреть! На ладошки свои дуем Согревать сейчас их будем. (Рот открыть, губы занимают нейтральное положение. Руки перед собой, ладони на расстоянии около 10 - 15 см от губ. Длительно произносить на выдохе звук X, как будто согреваем ладошки.) Дышите на них легко-легко: Х-Х-Х. 4. Характеристика звуков Х и Хь. Какой звук мы произносили, когда грели руки ( звук Х). посмотри в зеркало , произнеси звук Х, зубы у нас при этом разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу и создает щель, через которую проходит воздушная струя. Можно ли петь этот звук? (Нет) Есть ли препятствие для воздуха? (Да). Какое? (Язык). Значит этот звук согласный или гласный? (согласный). А теперь рукой дотроньтесь до горлышка, вибрируют ли голосовые складки? (нет). Значит звук какой? (глухой) Наша обезьянка умеет весело смеяться хи-хи-хи. Какой ты звук слышишь? Посмотри в зеркало. Произнесите звук Хь, губы у нас в улыбке, кончик продвигается вперед, касается нижних зубов. Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя, голосок молчит. Звук какой? Дай характеристику звуку? (согласный, мягкий, глухой). Молодец, ты отлично справился с этим заданием! 5. Развитие фонематического восприятия: А теперь взгляните на карту, мы приближаемся к новому испытанию: когда ты услышишь звук Х, подними руки вверх, если услышишь звук Хь- разведи руки в стороны (сначала называются звуки, потом слоги). К Х А Т Хь У Х Г Л Хь ХА ХУ ТА ХЕ КО ХИ ТИ ХО Игра «Сигнальщики» (определение звуков Х и Хь в словах). когда ты услышишь в слове звук Х, подними синюю карточку вверх, если услышишь в слове звук Хь- подними зеленую. Слова: кошка, подушка, петух, коньки, лапша, кактус, хомяк, машина
6. Развитие умения изменять силу и высоту голоса. Миша, посмотри, к нашей обезьянке идут в гости друзья. Кто же это? Правильно, это Великан и Гномик. Обезьянка рассказывала им разные веселые истории. Гости смеялись. У Великана смех был громкий, голос грубый. А Гномик смеялся тихо, тоненьким голоском. Давай попробуем посмеяться как Великан: «Ха- ха – ха! Хо- хо – хо!» (логопед произносит низким голосом, ребенок повторяет). А теперь посмеемся как Гномик: «Хи – хи – хи! Хе – хе – хе!» А теперь угадай, чей голос слышишь? (логопед произносит слоги то низким, то высоким голосом, тихо и громко. Ребенок определяет, кому принадлежит голос). Давай поменяемся: теперь ты мне загадай голосок (ребенок изображает голос Великана или Гномика, логопед определяет). Ну что ж мы от души с тобой повеселились, но пора нам идти дальше. 7. Физкультминутка Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) 8. Развитие фонематического слуха Игра «Вставь пропущенный звук» Миша, посмотри к кому мы пришли! Это лев-звукоед. Лев проглотил звук Х из начала слов, вставь этот звук и назови слова целиком. Логопед называет слова, но вместо звуков Х и Хь хлопает в ладоши. звук Х: .леб,.обот,.олод, .орек, .рам. А из этих слов лев съел звук Хь в конце слова: оре., ду.,стра.,шоро.,запа., 9. Определение места звука в слове. Мы добрались до глубокого и очень опасного озера. Нам его не переплыть, если не выполнить новое задание. Нам нужна лодка. Посмотри, она лежит у тебя на столе, на ней нарисована схема места звука в слове. В начале, в середине и в конце. Тебе нужно определить место звука Х или Хь в словах. Слова: муха, хор, орехи, мох, ухо, петухи, духи. 10. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Молодец, Миша ты справился! Мы прошли с тобой весь маршрут и здесь нас встречает пират Джо. Чтобы открыть сундук тебе надо ответить на его вопросы. Какие звуки, ты сегодня повторял? Расскажите об этих звуках? Придумайте слова со звуком Х и Хь. Какое задание было самым трудным, какое задание понравилось больше всех? Попрощайся с Пиратом и нашей помощницей. До новых встреч! 21 марта 2024 в 12:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.