Клещевникова Ирина Юрьевна, учитель - логопед

«Игры и упражнения на развитие слухового внимания».

"Игры и упражнения на развитие слухового внимания".

Слуховое внимание - умение сосредоточиться на звуке. Очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.  

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.  

Для развития слухового внимания у детей можно проводить следующие игры и упражнения:

«Чья музыка слышится?». Нужно определить источник звука со зрительной опорой и без неё.  «Найди баночку, которая шумит так же». Упражнения направлены на нахождение одинаковых звуков, различение звуков по громкости звучания и скорости, определение ритма звука.  «Угадай, на чём играю?». Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда малыш усвоит название и запомнит звучание инструментов, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».  «Угадай животное по голосу». Взрослый знакомит ребёнка с реальными голосами животных (звукозапись) с опорой на изображение или игрушку. Затем звучит голос животного (без зрительной опоры), ребёнку предлагается угадать — кто звучал.  «Послушай и повтори». Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определённый ритм, ребёнок повторяет без ошибок. Начинать нужно с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
19 ноября 2024 в 19:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.